ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В российской практике организации дошкольного образования создается достаточно разнообразная палитра вариативных форм дошкольного образования: группы адаптации для детей раннего возраста, группы предшкольной подготовки, центры игровой поддержки, группы выходного дня, группы коррекции и развития для малышей с проблемами, лекотеки и др.
В ГБДОУ детский сад №73 "Василек" как вариативная форма дошкольного образования функционирует Центр Игрового Развития.
Образовательная программа дошкольного образования Центра Игрового Развития (2-3 года) ОПИСАНИЕ: Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми от 2 до 3 лет. Сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик образования (объем, содержание и планируемые ориентиры). |
|
Положение о центре игрового развития в ГБДОУ детский сад №73 "Василек" |
|
Рабочая программа Центра Игрового Развития (2-3 года) |
Основными задачами ЦИР являются:
- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
- обучение родителей (законных представителей) способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
- консультирование родителей (законных представителей) по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
- ознакомление родителей (законных представителей) с современными видами игровых средств обучения;
- активизация творческого потенциала личности ребенка;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям;
- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Основные направления работы:
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;
- Развитие представлений об окружающем мире;
- Развитие речи;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие сенсорных ощущений;
- Развитие двигательной активности;
- Развитие музыкального слуха и ритма.
Цель и задачи деятельности ОО по реализации Программы ЦИР определяются Положением о Центре игрового развития ОО, учетом регионального компонента, анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей (законных представителей) воспитанников (далее – родителей), социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель: развитие детей раннего возраста на основе использования современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Основные задачи:
- оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности (игровых сеансов);
- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на всех игровых сеансах;
- обучение родителей на игровых сеансах способам применения различных видов игровых средств обучения детей раннего возраста; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
- ознакомление родителей в процессе совместной деятельности с современными видами игровых средств обучения.
Приоритетные направления деятельности ЦИР по реализации программы
- Обеспечение ранней социализации и адаптации детей к условиям коллектива на основе реализации образовательной программы ЦИР с учетом дополнительных программ и технологий.
- Охрана психического и физического здоровья в условиях предметно-развивающей игровой среды.
- Работа с семьей ребенка на основе духовно-нравственного воспитания и развития.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение первичных норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам деятельности;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, пространстве, движении и покое и др.);
- формирование представлений об отечественных праздниках, об окружающей природе.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, диалогической и монологической речи;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной).
Физическое развитие включает:
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- ознакомление с правилами поведения в спортивном зале;
- формирование основ безопасного поведения в спортивном зале.