Block title

Поиск

Вход на сайт





Пятница, 11.10.2024, 20:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Детский сад №73 "Василёк"
Главная | Регистрация | Вход
Мнемотехника - консультация Линецкой А.Р.


 
Консультация на тему: «Комплексная подготовка детей к школе на основе рацио-мнемо-эйдотехнике»
Воспитатель Линецкая Айгюль Рауфатовна
 
МНЕМОТЕХНИКА
 Главный инструмент нашего разума – это память. Память – это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас, нужно её постоянно тренировать. Существует множество методов развития и использования памяти. Самый интересный из них – МНЕМОТЕХНИКА.
Для начала – притча. В Древней Греции, на острове Хеосс случилось землетрясение. Засыпало дом богача, который в это время пировал с гостями в своём большом доме. В живых остался только один человек – учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома. Когда погибших людей раскопали, родственники не могли опознать своих близких. На помощь к ним пришёл Симонид, он легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал во время пира. Так Симонид стал основоположником нового метода запоминания – топологической мнемоники. Учение Симонида состояло из двух важных понятий – ассоциация и фон. Ассоциация – мысленная связь между двумя предметами, фон – это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Для того, чтобы запомнить множество каких-нибудь фактов, их нужно мысленно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
Этот метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он мысленно проходил тот же путь, собирая «разбросанные» по пути факты и изречения.
Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации, необходимость запоминать много и надолго возродили интерес к этой области практической психологии.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, но суть их по-прежнему одна – вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.
Вот несколько широко известных мнемонических фраз или слов:
· «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жак звонарь городской сломал фонарь» - начальные буквы слов в этих фразах помогают запомнить порядок цветов спетра.
· «Один бритый англичанин финики жевал, как морковь» - это последовательность – классификация звёзд в астрономии от горячих к холодным.
· «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку» - средство для запоминания очерёдности падежей в русском языке.
· «Морской волк замучил молодого юнгу, совершенно утомив несчастного подростка» - выучив эту фразу, легче запомнить порядок планет Солнечной системы ( от Меркурия до Плутона).
 
У многих людей возникают трудности в запоминании цифр. Ключевые фразы можно использовать для запоминания цифр, когда количество букв в словах соответствует определённой цифре:
 
· «Я помню чудное мгновенье, передо мной я вилась ты» - зашифрованный номер телефона – 156-96-47
 
При этом человек с фантазией и поэтическим даром сам может придумать фразу. Можно придумать свой буквенный код для любой цифры. Буквы «З», «В», «О» очевидно похожи на цифры 3,8,0.
Широко используется мнемотехника у радиолюбителей (азбука Морзе) и даже в сольфеджио, ведь недаром квинта называется политическим интервалом, потому что первые слова в фразах «Союз нерушимый» и «Вставай, проклятьем заклеймённый…» - это квинты.
Наверное, примеров достаточно. Теперь, как это применить на практике…
Самое удобное и огромное поле деятельности для применения мнемотехники – это ШКОЛА.
Кроме обучения чтению, письму, счёту, современный школьник получает огромное количество информации по другим областям человеческих знаний: истории, географии, физике, биологии и т.д. Запомнить всё традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, уже умеющему анализировать и размышлять. Ребёнка нужно готовить к взрослой жизни заранее. И чем раньше, тем лучше. И мнемотехника наряду с другими традиционными методами обучения может быть весьма полезна.
В нашем детском саду уже много лет используется данная методика в группах старшего дошкольного возраста, т.к. развитие памяти, внимания, логики, фантазии и общих способностей детей – одна из основных задач педагога и родителей.
Данная методика рассчитана на два года (с 5 до 7 лет). Она не только помогает подготовить детей к успешному обучению в школе, но и развивает общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок. Также она помогает адоптировать детей к учебному процессу, научить рациональным приемам обработки информации, то есть дети овладевают приёмами рациотехники ( логическое мышление), мнемотехники ( искусственные приёмы для запоминания) и эйдотехники ( образное мышление).
Дети, занимающиеся по данной методике, опережают своих сверстников по уровню развития общих способнос-тей, памяти, мышления, воображения. Они готовы к учебной деятельности, у них отработан навык грамотной обработки информации.
Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал по грамоте и математике без умствен-ного и нервного напряжения.
Благодаря систематизированному составлению конспектов, у детей проявляется интерес к учебному материалу. Интерес побуждает ребёнка к преодолению трудностей, усиливает внимание, способствует лучшему усвоению образовательной программы. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается положительное отношение к обучению.
Особое место в данной методике отведено подбору мнемотаблиц, коллажей, таблиц на распределение внимания, таблиц на поиск закономерностей, графических диктантов, слоговых таблиц и т.д.
 
МНЕМОТАБЛИЦА – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию: по грамоте, математике, истории, географии, музыке и т.д.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:
 
· Развитие памяти ( тренинг по разным приёмам запоминания).
· Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.
· Развитие логики.
· Развитие образного мышления.
· Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
· Решение дидактических общеобразовательных задач.
· Содержание информации по всем направлениям образовательной программы.
· Развитие смекалки.
· Тренировка внимания
· Навык правильного графического воспроизведения.
 
Отличие предлагаемой методики от существующих заключается в том, что она позволяет выработать особую структуру образовательной деятельности, во время которой дети могут заниматься без физического, эмоцио-нального и психического перенапряжения в течение 35-50 минут.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами позволяет значительно сократить время обучения.
 
Виды мнемотаблиц:
· Развивающие (тренинг основных психических процессов).
· Обучающие.
 
Развивающие мнемотаблицы.
 
Задачи:
· Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления.
· Перекодировка информации.
· Образование логических связок.
· Правильное графическое воспроизведение.
 
Обучающие мнемотаблицы:
 
Принципы работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е. информацию, как правило, незнакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берёт а себя воспитатель.
 
Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:
 
· Математическое.
· Обучение чтению, письму, правилам русского языка.
· Природоведение (общие знания о природе).
· Информационное (содержащие полезную и нужную детям информацию).
· Историческое.
 
В заключение следует отметить, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти – традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и весёлым мнемотехника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приёмы – и вы скоро ощутите её полезность и незаменимость. А если поможете понять и освоить эти приёмы своим детям – кто знает, может, вырастите нового Цицерона?

2024